/https://cdn.tripster.ru/photos/a25931c8-002b-435c-a2d9-ecd3f3f64eda.jpg)
Описание экскурсии
Проскочила ли Россия мимо эпохи ар-деко? Что после Первой мировой пришло на замену бриллиантам? Как танго и фокстрот повлияли на женские наряды? Об этом и многом другом мы расскажем вам на выставке высокой моды в манеже Малого Эрмитажа. Будем созерцать прекрасное и обсуждать бисерные платья, обувь и аксессуары 20–30 годов прошлого века.
Индивидуальная экскурсия для 1–4 человек
Что вас ожидает
На выставке более 400 экспонатов. Мы осмотрим все и поговорим про самые интересные из них. Вы увидите:
- женские платья и обувь
- аксессуары из коллекции Эрмитажа
- работы известных западноевропейских модельеров
- экспонаты из частного собрания коллекционера Назима Мустафаева
Обсудим всё:
- от бриллиантов до желатина — как создавали украшения и почему наряды было сложно носить и стирать
- от девичьих фигур до моды на загар — почему ушло декольте, пришли короткие платья и стал популярен бронзовый оттенок кожи
- от джаза до бахромы — как мода училась танцевать вместе с женщинами
Организационные детали
- Выставка открыта до 7 сентября 2025 года
- Дополнительно оплачивается билет в Эрмитаж — 500 руб. за взрослого. Купить билет можно на Трипстере
- В вечернее время возможно приобрести билет только на выставку — 400 руб. за чел.
- Экскурсию для вас проведёт один из гидов нашей команды
Место встречи
В Эрмитаже.
/https://cdn.tripster.ru/avatars/f0f236bd-e67c-447b-8a65-2d0807fa8e1f.jpg)
Отзывы об экскурсии
/https://cdn.tripster.ru/avatars/19f9808e-2db7-4bd3-8cb0-82d0e3af8f47.jpg)
Ради этой выставки мы специально приехали в Петербург и это было очень правильное решение. Выставка великолепна ( от оформления до малейших деталей), но она стала для нас такой только благодаря замечательной Дарье, которая так восхищенно рассказывала о коллекции, обращала наше внимание на такие детали, которые мы бы просто не заметили сами, ответила на все наши вопросы ( не только по выставке, но и сориентировала по Эрмитажу). Огромное спасибо за великолепную экскурсию

УПАКОВАННЫЕ ГРЁЗЫ
"Грёзы - это молодой кинематограф вне своего триумфа, то есть сеанса, хранившейся или упакованный в круглые металлические коробки. Так Эрмитаж назвал выставку стиля ар деко.
Мужчин в зале крайне мало, вероятно, они думают, зачем им смотреть на платья, туфельки, сумочки, каблучки и пряжки. Между тем, экспонаты в интерпретации музея - иллюстрация и повод поговорить о серьезном - о времени между двух войн, об одноразовой красоте, об эмансипации женщин, о празднике, в котором так хочется забыться от мыслей о грядущих потрясениях, о том, что все проходит и кончается - молодость, деньги, счастье и мир.
Декоративный стиль (термин "ар деко" придумал Корбюзье) возник, как продолжение модерна, царил в Европе и Америке наравне с экспрессионизмом, конструктивизмом, но больше в моде, украшениях, плакатах, мебели. Воспоминание о первой мировой, газовых атаках, смерти в окопах рождало в людях бешеную энергию, жажду жизни, желание забыть и и забыться... Вещи предназначались для богатой публики и носили повседневный характер. России в тот момент было не до того, у революции совсем другие идеалы. Разве что в краткий период НЭПа, но, конечно, он никак не поддерживался и осуждался. Чего, например, стоит образ Эллочки- Людоедки у Ильфа и Петрова.
Платья и обувь, представленные в экспозиции невероятно красивые. Чёрные, белые или пастельных цветов. Простые по крою. Дамы уже освободились от корсетов и кринолинов, открыли ноги, обрезали юбки, коротко подстриглись, фигурой пытались походить на мальчиков, отсюда стиль "гарсон", курили, танцевали танго и чарльстон, водили машину... И хотели выглядеть неотразимо красиво, какими-то прилетевшими бабочками, феями, нимфами... . Потому платья сверху донизу расшили стеклярусом, бисером или шелковыми нитками, останавливающимися взгляд, но не драгоценными камнями, как прежде, в другие времена.
Стирать такие изделия было нельзя, их надевали один-два раза и укладывали в коробки. Кстати, особым способом. Платье взять за плечи у ворота, качнуть влево - положить край и половину подола на стол, качнуть вправо - еще одну часть. Свернутое в четыре слоя завернуть в микалентную бумагу. Обратить внимание, чтобы на изделие не падал солнечный луч, самый большой враг старины. Упаковать до следующего подходящего случая.
Узоры приходили из реальной жизни. Станцевала одна знаменитая негритянская артистка танец в юбке из банановой кожуры, появились фалды. Стал модным Египет, возникла обувь, копирующая древние рисунки. Заинтересовала дизайнеров Япония, стали носить кимоно. Причем, это не было буквальным повторением, японцы, например, даже не узнали посвященную стране одежду. Цитировалось все - восточные тюрбаны, римские туники, шаровары, хитоны и средневековые плащи.
Никакой политики. Так, просто ветер принес. Проблеск.
У моды, конечно, были авторы - Поль Пуаре, Мариано Фортуни, даже художник русского происхождения Роман Петрович Тыртов, выступавший под псевдонимом Эрте. Собственно, и Дягилев своими русским сезонами внёс лепту в ар деко. В литературе - Фицджеральд, Хемингуэй, Агата Кристи.
А предоставил уникальную коллекцию и дал повод пофилософствовать на тему "Все имеет свою причину рождения" Назим Мустафаев. Это он вместе со своей женой Еленой собрал, написал несколько книг, классифицировал, отреставрировал и не спрятал в собственных закромах, а постоянно показывает. Свое собрание супруги называют Shoe Icons. Создать свой музей он думал, но дело хлопотное и требует огромных затрат. Лучше на эти деньги он на каком-нибудь аукционе купит купит платье, туфли или сумочку.
Родился он в Баку, отец работал на заводе инженером. Потом семья переехала под Ленинград. Назим пытался поступить в Мухинское училище, не прошёл, хотел изучать арабский язык, срезался на собеседовании в ЛГУ по причине политической неграмотности. Ушёл в армию, а потом начал учёбу в Минском институте иностранных языков, в совершенстве владеет несколькими. Работал военным переводчиком, потом в музее в Крыму. А вскоре его пригласили в Москву на фабрику "Мосшуз".
Для работы над выставкой стал собирать иллюстрации исторической обуви, снимки, открытки. Тут-то всё и началось. Увлёкся. Собрали обувь - к ним нужны платья. Открылось много нового: пряжки на туфли, каблуки, вышивки... Сейчас собрание Мустафаевых насчитывает 1000 пар обуви, 200 декоративных крючков, 300 пар пряжек, множество платьев и аксессуаров и виртуальный музей обуви.
Есть в экспозиции и чудо техники - роскошный автомобиль 1929 года. Говорят, что владелец Вадим Задорожный предлагал и другие экземпляры, но этот оказался самым легким по весу, его в музейное пространство якобы внесли на руках. Мощность двигателя 81 л.с., максимальная скорость - 145 км в час. Можно представить, как на таком же красавце мчались герои "Великого Гэтсби". Шумел ветер, развивался шарф, краснели щеки, блестели глаза...
В экспозиции справа от входа картина Генриха Эмзена "Борьба и смерть товарища Эгльгофера". Смерть между двумя идеями - нацизмом и коммунизмом.
Вот такая выставка сейчас открыта в Эрмитаже. Не дефиле, не модный приговор, а серьезное размышление об эйфории и страхе смерти, а жажде счастья, о красоте. О том, что мир рожден из мелочей, складывающихся в жизнь отдельного человека и всех вместе.
P.S. На выставку лучше идти с экскурсоводом, тогда впечатление будет более глубоким, ярким и знания шире. Нашей небольшой компании с "редкими именами" - две Натальи, две Татьяны рассказывала гид Татьяна из фирмы Трипстер. И это было замечательно.